Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.


 

 

10 книг, которые нужно прочесть каждому журналисту

 

Приведенный ниже список содержит книги, которые помогут журналисту понять свою профессию и определить пути совершенствования в ней. Я отбирал книги так, чтобы они дополняли друг друга, а каждая из них была лучшей в своей сфере. Все эти книги не раз прочитаны мной, а одна – даже написана.

 

1. Л.Д. Бершидский «Ремесло». М., Литрес, 2013

Бывший главный редактор газеты «Ведомости», журнала «Smart Money» и интернет-издания Slon.ru Леонид Бершидский рассказывает о ремесле журналиста и редактора, каким его увидел за время своей карьеры. Профессионал сможет извлечь из книги полезные рекомендации, для новичка же она станет самым настоящим откровением и развеет многие иллюзии по поводу журналистской работы.

 

2. А.В. Колесниченко «Настольная книга журналиста». М., Аспект-пресс, 2013

Это учебник по практической работе журналиста в прессе. В основе книги – редакционные стандарты ведущих российских изданий, рекомендации отечественных «звезд» журналистики и зарубежных медиатренеров, а также многолетний опыт автора, как журналистский, так и преподавательский. Изложенные в книге методы и приемы позволят увеличить скорость подготовки текстов и повысить их качество.

Читать полностью


Синдром эмоционального выгорания у репортёра: как выйти из стресса и снова полюбить свою работу


Синдром эмоционального выгорания - это реакция организма, возникающая в результате продолжительного воздействия профессиональных стрессов.

Синдром является постоянным спутником нашей профессии, в среднем журналист испытывает его 2 раза в год. Некоторые, несмотря на талант к журналистике, уходят работать в другую сферу, думая, что не способны справиться с эмоциональной нагрузкой. Тогда как при верной профилактике могли бы достичь больших успехов в репортерской работе.

Синдром проявляет себя спустя некоторое время после посещения места события, обычно уже после того, как сдан текст или смонтирован видеосюжет. Ему предшествует небывалый эмоциональный подъём, когда человек может работать ночами. Если вы после посещения места катастрофы битый час без отрыва от экрана пишете текст, забывая поесть и поспать, и испытываете небывалый подъём работоспособности - так проявляется защитная реакция организма на стресс. В кровь выбрасываются гормоны, которые первоначально вызывают чувство эйфории и позволяют вам закончить свою «миссию», после чего вам будет так фигово, как не было никогда. Если бы вы были первобытным человеком – эти гормоны позволили бы вам убежать из опасного места или вырваться из плена, победив тигра или свернув с корнем дерево. Но они же истощают ресурсы организма, и после таких подвигов вы нуждаетесь в продолжительном отдыхе.

    Читать полностью


 

Что такое репортаж

Алеся Лонская, тренер проекта http://shkolatexta.ru/

автор курса "Как написать и опубликовать репортаж"

 

Репортаж – это передача журналистом подробностей с места происходящего, а именно – деталей, диалогов и действий героев, для того чтобы читатель мог ощутить себя очевидцем и пережить впечатления от услышанного и увиденного.

Способ описания действительности, когда читатель слышит диалоги, видит детали происходящего и его динамику, называется репортажная сцена.

Читать полностью


Как общаться со сложными собеседниками

Алеся Лонская отвечает на вопросы участников вебинаров


 Как добиться комментария от человека, который не хочет разговаривать, потому что боится? Директор детского дома, который закрывают, с порога (услышав, что я журналист) начала кричать на меня, что ей некогда и никого нет...

Это и есть комментарий. В данном случае речь не об экспертном комментарии, а о том, что вам нужно узнать позицию одной из сторон конфликта вашего репортажа. Ее реакция и есть то, что вам нужно для текста. Так и пишите: «Директор детского дома, услышав, что я журналист, с порога начала кричать: «» (и далее цитату). Читатель поймет сам, что она боится. А о причинах закрытия детского дома вы можете узнать из других источников: например, областной департамент образования, глава города и т.п. Позицию стороны, когда нет комментария, может выражать и официальный документ (постановление, решение суда и даже заявление официального лица в Твиттере). Конечно, это уже не будет эксклюзивный комментарий, но при нехватке времени решается хотя бы задача сделать уравновешенную новость.

 Читать полностью


 

Мастер-класс Александра Колесниченко

Как быстро придумать хороший заголовок: пять приемов

Как придумать заголовок по методу ключевых слов, почему будущее время в заголовке предпочтительнее прошедшего, и насколько допустимо обещать в заголовке то, чего в тексте нет.

 Заголовки, в отличие от текстов, прочитают почти со 100-процентной вероятностью. И также почти со 100-процентной вероятностью заголовок определяет, будет ли прочитан текст под ним.

Заголовок в тексте играет ту же роль, что и витрина магазина на торговой улице. Витрина информирует, какой товар в этом магазине продается, и привлекает купить его именно сейчас, обещая большую скидку или какие-то еще особые условия продажи. Так и заголовок сообщает, о чем текст, и побуждает читателя погрузиться в тему.

Как витрина может обманывать, обещая скидку, которой в действительности нет, так и заголовок может обещать ту информацию, которая в материале отсутствует. Особенно часто это встречается в интернете. Например, текст с заголовком «Конец света подтвердили даже ученые» рассказывает о том, что астрономы обнаружили вспышку в одной из «черных дыр» Млечного пути и теперь планируют отправить в космос телескоп, чтобы получше рассмотреть этот участок вселенной.

Итак, задача журналиста – найти самый яркий ракурс текста, который с наибольшей вероятностью заинтересует читателя. Для решения этой задачи есть несколько приемов.

 

Первый прием. Используем ключевые слова.

Читать полностью


Мастер-класс Алеси Лонской

Как НЕ стать успешным журналистом или главная ошибка самых талантливых

Ко мне на консультацию обратилась талантливая журналистка. Запрос на консультацию был типичный: почему меня не хотят публиковать? Я ожидала, что увижу некондиционные темы и тексты, приготовилась обсудить с ней, где искать хорошие темы и как сформулировать их редактору. Но ее темы были вполне публикабельными. Да и пишет она интересно. Тем не менее, журналистка жаловалась на неуспехи: то темы не принимают, то с героями не складывается: уже заявила тему редактору – а герой отказался давать интервью и показать место события.

- Наверное, у меня низкая самооценка, - пожаловалась мне коллега. – Раз темы хорошие. Я как-то не так себя веду?

Как найти в себе силы позвонить редактору, который не ответил на письмо? Как найти в себе уверенность, если тебе отказали уже 2 издания? Как позвонить герою и предложить другой вариант встречи?

     Читать полностью


 

Как УБИТЬ репортаж: 10 правил


Не дайте вашему читателю дочитать до конца! Пусть его интерес к вашему тексту пропадет еще на первом абзаце!

1. Заголовок пусть состоит из какого-нибудь красивого морализаторства или крылатой фразы. «Праздник, который всегда с тобой!», «Собака – друг человека», «Наша служба и опасна и трудна», «Наркотики убивают». Ничего, что все эти заголовки отсылают читателя вовсе не к вашему тексту. Зато редактор оценит, что вы несете в массы культуру и мораль. А еще лучше – пусть заголовок состоит из казенной формулировки. «Состоялся очередной рейд по пожарной безопасности» Замечательно! Тогда точно никто дальше заголовка не прочитает! Зато начальник райотдела МЧС оценит.

   Читать полностью

 

Яндекс.Метрика