Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.


 

 

Мастер-класс Алеси Лонской

Как НЕ стать успешным журналистом или главная ошибка самых талантливых

 

Ко мне на консультацию обратилась талантливая журналистка. Запрос на консультацию был типичный: почему меня не хотят публиковать? Я ожидала, что увижу некондиционные темы и тексты, приготовилась обсудить с ней, где искать хорошие темы и как сформулировать их редактору. Но ее темы были вполне публикабельными. Да и пишет она интересно. Тем не менее, журналистка жаловалась на неуспехи: то темы не принимают, то с героями не складывается: уже заявила тему редактору – а герой отказался давать интервью и показать место события.

 

- Наверное, у меня низкая самооценка, - пожаловалась мне коллега. – Раз темы хорошие. Я как-то не так себя веду?

 

Как найти в себе силы позвонить редактору, который не ответил на письмо? Как найти в себе уверенность, если тебе отказали уже 2 издания? Как позвонить герою и предложить другой вариант встречи?

Проблема тут не в низкой самооценке. Проблема противоположная: перфекционизм и ожидание от себя успеха и только его! И все это от уверенности, что у крутых журналистов все складывается: герои соглашаются на встречи, сразу говорят хорошие цитаты, на месте события всегда находится интересный сюжет, герои не ругаются и не отказываются от своих слов… Но задайте себе вопрос: может ли такое быть? Правильно, так не бывает!

 

Начнем с отказа от тем. Мне не пришло бы в голову заявить на планерке о том, как работать официантом. Эта тема избита. Каково же было мое удивление, когда редактор сама предложила мне поработать официантом и написать об этом! А сколько хороших тем я предлагала, а редактор морщилась… Через полгода менялся редактор отдела, и мой новый начальник и с удовольствием их утверждал!

 

Сегодня редактор может счесть вашу тему не актуальной, а завтра сам предложит ее написать – она вдруг покажется ему «что надо». Самый очевидный вывод из этого: иногда не сама тема плохая, иногда дело в формулировке или в редакторе. Поменяйте формулировку, предложите другому редактору, предложите в другое издание. Тот, кто ожидает, что с ним, таким талантливым, сразу захотят сотрудничать – не станет этого делать. Он обидится. А вы не обижайтесь. Отказали раз – попробуйте два. Три. Четыре. Меняйте что-то.

 

Недобор фактуры. Почитайте тексты любимых журналистов. Каждый раз выдают шедевры? Да через раз – на троечку! Здесь времени не хватило, там герой подвел. Что же вы от себя ожидаете, если ваши кумиры таковы? Понимаете, что не получается шедевр - и садиться писать уже не хочется… Лень, прокрастинация? Всего лишь перфекционизм. Недобор фактуры - это норма. Ищите варианты, как спасти материал: связывайтесь с другими героями, берите хоть какой-то комментарий. Да, похуже. Да, банальный. Но наша задача в этом случае – сдать кондиционный текст, который можно публиковать. Если вы будете каждый раз нацеливаться на шедевр – вам будет легче просто отказаться и сказать редактору «извините, не вышло». Что подумает редактор о вас? Именно но, что вы в таких случаях думаете о себе. Неумеха! Но ведь это не так. Просто вы не стали искать вариантов. Не можете найти телефон нужного человека битый час? Поработайте еще час. Найдите его через три других звонка. Не нашли его – не корите себя. Найдите ему замену.

 

Отказ – не ваш проигрыш, а ваша возможность

 

Успешного журналиста отличает от неуспешного правильное отношение к отказам. Отказ для успешного журналиста – не повод усомниться в себе, а повод повысить компетенцию. Если ваши письма не интересуют редакторов, а герои регулярно отказываются встречаться или давать комментарии – это повод проанализировать ваше обращение к ним. Представьте себе бизнесмена, который отправил продающее письмо своим подписчикам с целью продать товар. Статистика показала, что многие письмо не открыли (и денег он недополучил). Что делает бизнесмен? Горюет? Плюет на этот товар и делает другой с надеждой, что его купят? Да у него никаких денег не хватит, если каждый раз новый товар создавать, когда предыдущий продать не сумел. Нет, он анализирует, почему не открыли письмо. Например, проводит «A/B тест»: меняет какую-то одну формулировку (например, заголовок) и пробует на другой части аудитории. Если процент открытия существенно повысился – он делает соответствующие выводы о том, какой заголовок письма оказался для него эффективным.

 

Так почему же журналист в похожей ситуации горюет, делает вывод о своей низкой самооценке и неуспешности и… создает новый товар (новые темы, новые тексты…) вместо того, чтобы понять причины, по которым не возникло интереса к предыдущему? Ведь без этого понимания новый продукт постигнет та же участь!

 

Отнеситесь к отказу как к интересной ситуации. ОК, ты не захотел со мной встречаться, когда я отправил тебе такое письмо. А что, если в следующий раз я напишу так-то и так? Отношение к работе как к внутренней игре и поводу для эксперимента заставит вас обратить отказы в пользу! Я, например, сумела их монетизировать. Серьезно: на опыте моих отказов теперь учатся мои студенты. Я рассказываю им ситуации и объясняю, почему произошел отказ и как этого избежать им. Но для понимания причин отказов мне пришлось в свое время попахать. И до сих пор отказы есть. И они не исчезнут! Но их исчезновение привело бы к застою: у меня не было бы повода расти.

 

На моей мастер-группе «Эффективный журналист» есть целый семинар на тему, как обратить отказы в свою пользу. Мы с коллегами составляем сценарии ответов на разные виды отказов. После чего я даю задание целенаправленно напороться на отказ, применить сценарии и сделать выводы, какие отказались эффективны (то есть привели к согласию). После этого задания некоторые коллеги открывают для себя, что раньше боялись спросить про причину отказа. Теперь же продолжить диалог легко. И тема, которую редактор отклонил, совместным обсуждением превращается в интересную обеим сторонам.

 

 Целенаправленный поиск отказа убивает страх к нему и делает этот шаг интересным. Да и отказ может вовсе не последовать.

 

Работать «на побегушках» ради опыта

 

В начале своей карьеры я кучу раз заявляла темы «мимо», не попадая в формат. Ничего, пробовала и поняла. Иногда темы утверждались, но у меня не хватало опыта подготовить хороший текст. Редактор видел мое рвение и работоспособность и предлагал темы полегче. В легкие рубрики. Пусть эти рубрики мне не очень нравились. Пусть работа иногда была «на побегушках» у других журналистов.

 

Для вас это оскорбительно – брать комментарии для чужих статей и готовить справочный бэкграунд?  Возможно. Но если вы будете помнить о своей цели, то просто поймете, что сейчас формируете для нее фундамент. Вы набираете опыт, набираете контакты, привыкаете к формату. И следующая хорошая тема обязательно будет ваша! И у вас уже будет фундамент опыта для того, чтобы сделать ее хорошо. У вас уже будут нужные телефоны героев и экспертов, которые вы собрали, работая «на побегушках».

 

Но сколько журналистов просто до этого не дошли. Им предложили «низкосортную работу» за маленькие деньги - и они посчитали ее для себя оскорбительной. Кстати, в штат «Русского репортера» я попала, когда согласилась сделать материал, от которого отказались другие корреспонденты.

 

Ловушка первого успеха

 

Вам удалось сделать крутой текст в новое для себя издание? Возможно, он стал лучшим текстом номера? Тогда будьте готовы к тому, что следующие пять будут фиговыми.  Если у вас недостаточно опыта, вы можете вырулить на таланте и первый текст сделать шедевральным. Но вы теперь – как рассада капусты: не сможете расти сразу. Когда капусту высаживают на грядку – она сначала поникшая и слабая. И только потом она укрепится, начинает подниматься и приобретать свою форму. Хороший редактор это понимает. Но мы – корим себя и думаем, что «не тянем». У меня есть множество текстов, которыми я не горжусь. Но они кондиционные. Не стремитесь писать шедевры – стремитесь сдавать просто  кондиционные тексты на троечку. Когда вы достигнете того, что сможете подготовить кондиционный текст в любых обстоятельствах – тогда шедевров станет больше.

 

Период «капусты» (т.е. привыкания к новой почве) важно пережить. Он может длиться год. Но это новый уровень. Возможно, публикуясь на своем прошлом месте работы, вы чувствовали себя орлом среди чаек. Но потом вы попали в общество орлов. И теперь заметно станет, что вы плохонький орел. И вам захочется обратно к чайкам! Но бросать начатое - это тупиковый путь! Легко быть орлом среди чаек, понимаете? Но если вы найдете свою стаю – вам будет интересно опериться и научиться летать там. Тогда вы поймете, что такое по-настоящему быть орлом. Но я предупреждаю, что на этом пути у вас будут препятствия - и не малые. И единственный шанс стать орлами – это правильно к этим препятствиям относиться.

 

Неуспешных журналистов выдает запредельное самомнение и перфекционизм.  Иногда перфекционизм скрывается под маской якобы низкой самооценки. Самое ужасное, что часто неправильное отношение к неудачам – удел очень талантливых людей. Это и есть ошибка самых талантливых: всегда ожидать от себя успеха. В этом смысле талант мешает.

 

Относитесь к тому, что у вас уже получается, как к маленькому чуду. Согласился на интервью герой – уже чудо, уже удача. Утвердили тему - чудо. Дали тему – вообще подарок. Пусть не, ту которую хотели. Но зато потренируетесь, руку набьете. А самое главное – разрешите себе получать отказы. Тогда вы перестанете стоять на цыпочках внутри себя, пытаясь казаться себе и другим лучше, чем вы есть. Тот чувак, который должен никогда не ошибаться – это не вы. Это Господь. А вам можно. Жить станет гораздо легче. А самое главное – очень быстро последует успех, который не шел к вам в то время, пока вы убивались из-за неудач, низкой компетентности и из-за того, что отказавший собеседник подумал о вас плохо.


 

 

Яндекс.Метрика