Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.


 

 

Как общаться со сложными собеседниками

Алеся Лонская отвечает на вопросы участников вебинаров


 Как добиться комментария от человека, который не хочет разговаривать, потому что боится? Директор детского дома, который закрывают, с порога (услышав, что я журналист) начала кричать на меня, что ей некогда и никого нет...

Это и есть комментарий. В данном случае речь не об экспертном комментарии, а о том, что вам нужно узнать позицию одной из сторон конфликта вашего репортажа. Ее реакция и есть то, что вам нужно для текста. Так и пишите: «Директор детского дома, услышав, что я журналист, с порога начала кричать: «» (и далее цитату). Читатель поймет сам, что она боится. А о причинах закрытия детского дома вы можете узнать из других источников: например, областной департамент образования, глава города и т.п. Позицию стороны, когда нет комментария, может выражать и официальный документ (постановление, решение суда и даже заявление официального лица в Твиттере). Конечно, это уже не будет эксклюзивный комментарий, но при нехватке времени решается хотя бы задача сделать уравновешенную новость.
А добиться внятного комментария от напуганного бюджетника, скорее всего, не удастся. Можно попытаться добраться до директора вежливыми письменными запросами, через сотрудников, поймать где-нибудь еще, напроситься на удобное для нее время… Но что там будет? Отписки либо те же казенные формулировки, смысл которых - «я вам ничего не скажу». Когда перед вами испуганный бюджетник, говорить надо с его начальством. Рекомендую предвидеть эту реакцию и в таких случаях еще до выезда на место события посылать факс с официальным запросом начальнику вышестоящей структуры, в данном случае, наверное, в областной департамент образования. В факсе просите интервью или комментарий и указывайте свой телефон. Ответа можете и не дождаться, но тогда хотя бы напишете в своей заметке, что получить его пытались.


Как избежать ситуации, когда один из героев не хочет говорить?
К сожалению, никак. Я составляю перечень нужных мне «ролей» со всех сторон конфликта. Для равновесности нужна «роль», например, ответственного чиновника. И под эту «роль» могут подойти разные люди. Не говорит подчиненный – скажет начальник или пресс-секретарь. Не говорит пресс-секретарь – берите позицию из официальных документов. Главное – закрыть «роль». Не самый страшный вариант – просто написать в статье, какие вы сделали действия для того, чтобы получить ответ («наша редакция отправила три официальных запроса в управу, звонила по трем телефонам, но с нами отказались разговаривать, сославшись, что все на совещании...).

«Как добиться хорошего комментария от человека, который не умеет общаться с журналистами и не склонен выражать эмоции? Молодой спортсмен, победивший в чемпионате России, на пресс-конференции повторял фразы из интервью, которое дал два месяца назад. При личной беседе отвечал односложно и теми же фразами. Как быть?»
Если личная беседа происходила после пресс-конференции, собеседник мог устать и поэтому лишь повторял то, что уже сказал журналистам ранее. В таких случаях договаривайтесь о личной встрече, не связанной с пресс-конференцией. Либо ловите собеседника еще «свеженького» до пресс-конференции. Но тогда есть риск, что он скажет другим журналистам потом те же фразы, что сказал и вам. Поэтому вопросы ваши должны быть особенными, не типичными. Надо предположить заранее, что будут спрашивать другие журналисты, и отойти от этого. Ответы на типичные вопросы вы все равно услышите на пресс-конференции.
Возможно, дело в ваших вопросах: если они пересекались с уже заданными – разумеется, он ответил то же самое. Варианты действий во время разговора:
- Задавать новые вопросы на основе уже сказанного им ранее. ДАЖЕ, ЕСЛИ вы хотите узнать то же, что и остальные журналисты (поскольку он сказал им плохо, а вы хотите, чтобы вам сказал хорошо), спрашивайте иными формулировками, используя уже сказанное ранее. Например: "Вы сказали, что оцениваете свой результат «нормально». А что такое «нормально» для вас?" Если и тут ответит односложно, то добейтесь десяти односложных ответов, и из них соберите одну красивую цитату. Ваши вопросы должны быть ОТКРЫТЫМИ, начинающимися с вопросительных слов, например, "что", "как именно", "в какой мере", "почему", "зачем", "насколько" и т.п.
- Использовать «беременную паузу»: после односложного ответа молчать, поднять бровки и выжидающе смотреть ему прямо в глаза. Молчать, пока не заговорит.
- Используйте фразы-мостики, помогающие закончить предложение неразговорчивому собеседнику: "И?... Дальше?... Что тогда?... И он?... И вы тогда…?... А потом…?" Разумеется, результат такого разговора нужно «собрать» в одну хорошую цитату без "мостиков".
Если со спортсменом все равно ничего не выходит, пообщайтесь с его мамой, девушкой или тренером: наверняка они скажут что-то более связное и эмоциональное.

 

Присылайте свои вопросы Алесе Лонской ales2807@yandex.ru или Александру Колесниченко april-7@yandex.ru


 

Яндекс.Метрика