Как общаться со сложными собеседниками
Алеся Лонская отвечает на вопросы участников вебинаров
Как добиться комментария от человека, который не хочет разговаривать, потому что боится? Директор детского дома, который закрывают, с порога (услышав, что я журналист) начала кричать на меня, что ей некогда и никого нет...
Это и есть комментарий. В данном случае речь не об экспертном комментарии, а о том, что вам нужно узнать позицию одной из сторон конфликта вашего репортажа. Ее реакция и есть то, что вам нужно для текста. Так и пишите: «Директор детского дома, услышав, что я журналист, с порога начала кричать: «» (и далее цитату). Читатель поймет сам, что она боится. А о причинах закрытия детского дома вы можете узнать из других источников: например, областной департамент образования, глава города и т.п. Позицию стороны, когда нет комментария, может выражать и официальный документ (постановление, решение суда и даже заявление официального лица в Твиттере). Конечно, это уже не будет эксклюзивный комментарий, но при нехватке времени решается хотя бы задача сделать уравновешенную новость.
А добиться внятного комментария от напуганного бюджетника, скорее всего, не удастся. Можно попытаться добраться до директора вежливыми письменными запросами, через сотрудников, поймать где-нибудь еще, напроситься на удобное для нее время… Но что там будет? Отписки либо те же казенные формулировки, смысл которых - «я вам ничего не скажу». Когда перед вами испуганный бюджетник, говорить надо с его начальством. Рекомендую предвидеть эту реакцию и в таких случаях еще до выезда на место события посылать факс с официальным запросом начальнику вышестоящей структуры, в данном случае, наверное, в областной департамент образования. В факсе просите интервью или комментарий и указывайте свой телефон. Ответа можете и не дождаться, но тогда хотя бы напишете в своей заметке, что получить его пытались.
Как избежать ситуации, когда один из героев не хочет говорить?
К сожалению, никак. Я составляю перечень нужных мне «ролей» со всех сторон конфликта. Для равновесности нужна «роль», например, ответственного чиновника. И под эту «роль» могут подойти разные люди. Не говорит подчиненный – скажет начальник или пресс-секретарь. Не говорит пресс-секретарь – берите позицию из официальных документов. Главное – закрыть «роль». Не самый страшный вариант – просто написать в статье, какие вы сделали действия для того, чтобы получить ответ («наша редакция отправила три официальных запроса в управу, звонила по трем телефонам, но с нами отказались разговаривать, сославшись, что все на совещании...).
«Как добиться хорошего комментария от человека, который не умеет общаться с журналистами и не склонен выражать эмоции? Молодой спортсмен, победивший в чемпионате России, на пресс-конференции повторял фразы из интервью, которое дал два месяца назад. При личной беседе отвечал односложно и теми же фразами. Как быть?»
Если личная беседа происходила после пресс-конференции, собеседник мог устать и поэтому лишь повторял то, что уже сказал журналистам ранее. В таких случаях договаривайтесь о личной встрече, не связанной с пресс-конференцией. Либо ловите собеседника еще «свеженького» до пресс-конференции. Но тогда есть риск, что он скажет другим журналистам потом те же фразы, что сказал и вам. Поэтому вопросы ваши должны быть особенными, не типичными. Надо предположить заранее, что будут спрашивать другие журналисты, и отойти от этого. Ответы на типичные вопросы вы все равно услышите на пресс-конференции.
Возможно, дело в ваших вопросах: если они пересекались с уже заданными – разумеется, он ответил то же самое. Варианты действий во время разговора:
- Задавать новые вопросы на основе уже сказанного им ранее. ДАЖЕ, ЕСЛИ вы хотите узнать то же, что и остальные журналисты (поскольку он сказал им плохо, а вы хотите, чтобы вам сказал хорошо), спрашивайте иными формулировками, используя уже сказанное ранее. Например: "Вы сказали, что оцениваете свой результат «нормально». А что такое «нормально» для вас?" Если и тут ответит односложно, то добейтесь десяти односложных ответов, и из них соберите одну красивую цитату. Ваши вопросы должны быть ОТКРЫТЫМИ, начинающимися с вопросительных слов, например, "что", "как именно", "в какой мере", "почему", "зачем", "насколько" и т.п.
- Использовать «беременную паузу»: после односложного ответа молчать, поднять бровки и выжидающе смотреть ему прямо в глаза. Молчать, пока не заговорит.
- Используйте фразы-мостики, помогающие закончить предложение неразговорчивому собеседнику: "И?... Дальше?... Что тогда?... И он?... И вы тогда…?... А потом…?" Разумеется, результат такого разговора нужно «собрать» в одну хорошую цитату без "мостиков".
Если со спортсменом все равно ничего не выходит, пообщайтесь с его мамой, девушкой или тренером: наверняка они скажут что-то более связное и эмоциональное.
Присылайте свои вопросы Алесе Лонской ales2807@yandex.ru или Александру Колесниченко april-7@yandex.ru