Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.


 

 

Как сочинить заголовок к репортажу

(глава из книги Алеси Лонской «Репортаж»: от идеи до гонорара»)

Для репортажа мы будем придумывать не просто заголовок, а драматургический заголовок. Вот его признаки:

  • Должен заставить читателя заволноваться и посмотреть подробности;
  • Содержит в себе указание на основной конфликт вашего текста;
  •  Подчеркивает необычного героя или необычные обстоятельства.

Примеры драматургических заголовков:

Кошмар на улице вузов

Деньги на крови младенцев

Где находят, отдают и сжигают уральских псов

«У нас больше нет дома»

Как дезоморфин убивает Ваню

Революция глазами мента

Как сочинить драматургический заголовок? Например, вы пишете текст про то, как герои зарабатывают, занимаясь рукоделием. Обычно такие тексты называют «Умелые ручки» или «Мастер на все руки». Но эти фразы никак не мотивируют меня заглянуть в текст. Мой коллега назвал такой текст «Выживание крестиком». Вы уже заволновались за героев текста? Все потому, что такой заголовок подчеркивает главный конфликт текста: заработать можно, но тяжело: и материалы дорогие, и заказчиков искать трудно, да и поклонников хенд-мейда не так много. Вы легко придумаете драматургический заголовок, если вспомните, в чем основное «НО» вашего текста.

На роль заголовка не подходят крылатые фразы и цитаты в исходном виде («Праздник, который всегда с тобой», «Наша служа и опасна и трудна» и т.д.).  Их можно модицифировать под ваш конфликт («Кошмар на улице вузов»). Модифицированное крылатое выражение уже подходит лишь к одному тексту на свете – к вашему. А к чему отсылают читателя известные фразы в исходном виде? К фильмам, книгам и поговоркам.

Например, заголовок «Москва слезам не верит» подходит к десяти тысячам текстов, так зачем читать этот? А там – история про семью мигрантов, которая пыталась устроиться на работу в Москве и очутилась в итоге в больнице. Это интересно, но нулевой заголовок убивает историю, ведь он отпугивает читателя. Так вытащите в заголовок главное препятствие, главную эмоцию текста, кульминацию. «Как грабят и избивают мигрантов в Москве». Или «Приехал заработать – очутился в больнице». Можно и цитату: «Азизу побили, я не смог их прогнать». Это очень простые заголовки, но они работают, потому что они акцентируют внимание на конкретной трагедии. Хорошо, если в заголовок вынесено имя героя. Это делает проблему очеловеченной, подчеркивает драму конкретного человека.

Я часто вижу провальные заголовки даже в центральной прессе. «Ведомости» как-то озаглавили текст про объединение школ выражением «Дальше – больше». А «Новые известия» как-то использовали заголовок «Взялись за старое» к тексту про пытки оппозиционеров в милиции. Заголовок настолько крылатый и универсальный, что его можно применить ещё к тысяче статей на любую тему. Но когда людей пытают – это и должно быть в заголовке! Самые простые заголовки, выражающие главный посыл текста, работают лучше всего: «Оппозиционеров пытают в УВД». Еще лучше – указать, кто конкретно подвергся пыткам. Человеческая трагедия вызывает сочувствие и интерес, а обезличенная «оппозиция» сочувствие вызывает только у радикалов.

Если вы используете в качестве заголовка цитату - она должна обозначать какое-то главное препятствие, быть яркой и быть произнесенной ключевым героем или пострадавшим. Она может характеризовать положение, в котором оказался ваш герой. Вот варианты таких заголовков: «У нас больше нет дома»; «Нас двое суток держали в яме».

Нельзя вытаскивать в заголовок нечто банальное, общеизвестное или какое-то морализаторство. Например: «Наркотики убивают». Кажется, что такой заголовок драматургичен. Но он не называет то, что случилось именно у вас. «Как дезоморфин убивает Ваню» - вот это драматургический заголовок, он цепляет. Он конкретен, он про вашего героя. К тому же, слово «как» говорит о том, что будет показан процесс – видно, что впереди будет репортаж.

Драматургический заголовок – не значит содержащий что-то драматическое. Там не обязательно про выживание и убийство. Перечень конфликтных ситуаций гораздо шире. Как правило, темами публикаций становится либо необычный герой, либо необычное препятствие. Вот это и надо вытаскивать в ваш заголовок. Вы провели день с ребенком-аутистом – это и есть то самое главное. Можно назвать ваш текст «Один день с аутистом». Этот заголовок уже предусматривает препятствия, потому что герой – необычен. Можно подчеркнуть необычный способ передвижения: «На край света в собачьей упряжке».

Когда случается какое-то происшествие – вам нужно СРАЗУ обратить внимание читателя на ваш репортаж, ведь ради этого покупается газета, открывается сайт. И метафорические заголовки просто не работают – работают простой пересказ смысла текста. Ведь если вы выдумаете заголовок, который надо будет декодировать – читателю придётся напрячься, чтобы понять: этот ли текст он ищет? Даже если распознавание смысла занимает 1 секунду – это долго. Надо, чтобы оно занимало долю секунды. «Трагедия на Кубани» - вот какой заголовок был в «Русском репортёре» сразу после наводнения, унёсшего 171 жизнь. Эти два слова на первой полосе сразу сообщали, о чём будет текст. Подзаголовок в таком случае либо не нужен, либо может начинаться со слов «почему» и раскрывать детали конфликта («Почему власти не эвакуировали жителей»). Главное – не повторять ключевые слова и смысл заголовка.

А вот о чем этот текст?

Слоёное место

Квартирный вопрос, мизантропический диалог и планы на выходные

Если у вас игровой заголовок – то подзаголовок должен быть информационным и его расшифровывать. Здесь же оба элемента заголовочного комплекса ни о чем не говорят.

Осторожно: есть пафосные фразы и цитаты, которые как бы обозначают препятствия, но при этом никакого драматургического подтекста не несут. Из рода «Мы строили, строили и наконец построили!». Но драматургический заголовок должен заставить читателя волноваться за чью-то судьбу. «Когда мы строили, нас чуть было не….». А если у вас нету вот этого «Но», «оказалось, что», «чуть было не…» - это плохая работа. Может быть, тогда и текст публиковать не надо?

Мастер драматургических заголовков – бывший спецкор «Коммерсанта» Валерий Панюшкин. Он писал потрясающие репортажи о жертвах терактов и чеченских матерях, но об этом писать интересно легче, чем о рядовых праздниках, благотворительных ужинах, концертах и самых зарегулированных мероприятиях. А вот именно с последних он делал такие репортажи, что умудрялся развенчать показуху и найти тот угол зрения, с которого происходящее становится не просто фарсом, но обидным до слез фарсом. Вот, например, заголовок «Гала-концерт отборных инвалидов». Репортаж про то, что мэру собрались показать, как творчество реабилитирует детей, но отобрали выступать не тех инвалидов, которые инвалиды на самом деле. А вот, например, репортаж про театральное представление для детей из отделения челюстно-лицевой хирургии. Как бы назвал тест про праздник для больных детей начинающий корреспондент? Что-нибудь типа «Спешите творить добро». А Панюшкин услышал, как врачи спрашивали, не слишком ли смешное представление будет, потому что их детям больно улыбаться – у них швы на лице. Потом он слышал, как мамы уговаривали детишек с перевязанными лицами улыбаться не слишком сильно. Знаете, как он озаглавил текст? «Детям было больно улыбаться». Представьте себе этот заголовок на полосе. Вы бы глянули? Конечно! А всего-то рядовое представление для больных детей. Дальше. Вот текст к первому сентября. Как их обычно озаглавливают? «Торжественная линейка», «Первоклассник, у тебя сегодня праздник». Панюшкин озаглавливает текст «В школу пошли не все дети». А что с ними случилось? – тут же спросите вы и будете читать дальше. «Пустые комнаты» - репортаж про бедный детский дом, в котором нет мебели. А его репортажи про больных детей, которым собирают средства для лечения? «Половина девочки», «Катя, которая размозжит себе сердце», «Марина, у которой мир потерялся», «Поднимите его», «Мама, что со мной?», «Ожила!», «Ее раны не заживают» (Заголовки взяты с сайта http://www.kommersant.ru/).

Заголовок, чтобы работать, сам по себе должен рождать эмоции. Хорошо работает на создание эмоций противоречие – совмещение в заголовке того, что кажется несовместимым: «Девочка и смерть», «Мама и рак», «Мусульманка и колокольный звон». Но это работает при условии, что один из элементов противоречия – конкретный герой (девочка, мама, мусульманка). Иначе выйдет банальное – война и мир, смех и слезы, принц и нищий и прочие известные сочетания, которые сами по себе эмоций уже не рождают.


 

Яндекс.Метрика