Как написать лид к новости, репортажу и интервью
Как написать лид к текстам разных жанров, что в него входит и как он устроен. Как не упустить читателя, раскрыв в лиде всю суть текста.
Формула лида к расширенной новости.
«Что произошло? + Что это значит?»
Вначале мы называем событие, затем сообщаем, что из этого события следует. Вот пример лида, написанного по такой формуле:
В понедельник правительство утвердило новый порядок расчета тарифов за услуги ЖКХ. Теперь холодная вода подорожает в полтора раза, а горячая – втрое. Пенсионеры и любители принимать ванную уже готовятся в знак протеста перекрывать улицы.
С одной стороны, суть заметки нам понятна, и дальше можно ее не читать. С другой - многим захочется узнать подробности: почему повышается плата за воду, для всех ли граждан или будут исключения, как изменятся тарифы на другие услуги, какие именно улицы собираются перекрыть возмущенные граждане. Таковы признаки хорошего лида: суть понятна, но хочется узнать подробности.
Иногда в лиде можно ограничиться ответом только на первый вопрос «Что произошло?» Однако эту информацию следует подать так, чтобы читателю было одновременно ясно и не ясно. Ясно, что произошло, и не ясно, как все это могло произойти. Например, как в этом лиде из газеты «Коммерсант»:
Как стало известно «Ъ», главное следственное управление следственного комитета России (СКР) по Московской области заканчивает расследование дела банды малолеток, несколько месяцев державшей в страхе подмосковный город Балашиху. В конце 2010-го — начале 2011 года группа 14-16-летних подростков буквально завалила трупами два городских парка, расположенных между судом и прокуратурой.
Банда из детсада // Коммерсант. 2012. 14 февраля.
Нам понятно, что заканчивается следствие по делу банды подростков, но не понятно, как подростки могли завалить трупами парки, тем более, расположенные между судом и прокуратурой.
Подаваемую в лиде информацию можно обострить либо довести до абсурда, если текст это допускает. Вот пример такого лида из газеты «Новые Известия»:
Сегодня Госдума рассмотрит поправки в Кодекс об административных правонарушениях, многократно ужесточающие наказание за остановку и стоянку в неположенном месте. Плату за перемещение машины на штрафстоянку вернут, а за парковку на газоне начнут наказывать по фотографии машины. Однако депутаты хотят разрешить садиться за руль автомобиля с неисправными тормозами пьяным водителям без документов.
Стоянка – роскошь // Новые известия. 2011. 31 января.
Информация из последнего предложения кажется невероятной. Не могут же депутаты Госдумы, будучи в здравом уме, разрешить пьяным водителям ездить на неисправных машинах? Это побудит читателя погрузиться в текст. Там говориться, что, если полицейский остановит машину и наложит запрет на ее эксплуатацию, то эту машину можно будет не бросать на дороге, а для предотвращения пробки перегнать на стоянку, причем сделать это сможет как полицейский, так и сам водитель. Такую поправку подготовили депутаты. По закону запрет эксплуатации автомобиля наступает в случаях, когда у машины не работают тормоза или руль, а водитель пьян или не имеет документов. То есть может сложиться ситуация, когда инспектор остановит пьяного водителя без документов на неисправной машине, а затем попросит этого водителя проехать несколько сотен метров, чтобы не создавать затор.
Рекомендуемый объем лида - 350-400 знаков. Такой лид не отпугнет читателя своей сложностью и нагроможденностью. Стереотип «Большое = Сложное» широко распространен, а навык чтения у среднего читателя гораздо хуже, чем у начинающего журналиста. К тому же не надо втискивать в лид все интересные подробности. Оставьте что-то и для остального текста.
Распространенная ошибка при написании лида новостной заметки – нарушение фокусировки (когда внимание заостряется на том, что происходило, а не на том, что произошло). Например, если чиновники собрались на совещание, что-то обсуждали, и один из докладчиков огласил новую и интересную статистику, лид надо начинать с этой статистики. Ее обнародование, а вовсе не совещание и есть событие. В редакционном руководстве для журналистов интернет-издания gzt.ru это правило изложено так:
Следует четко отличать собственно новость от обстоятельств, при которых новость стала известна, а также от информационного повода, который служит «спусковым крючком» для публикации новости. Новостной журналист совершает ошибку, когда под видом сообщения о новости рассказывает об обстоятельствах, при которых она стала известна, или об информационном поводе. Ни пресс-брифинг, ни круглый стол, ни конференция сами по себе не могут быть для нас новостью (конечно, если речь не идет о прямой линии Владимира Путина с народом). Новость - это какая-то информация, которая стала известна на мероприятии (например, о том, что в условиях кризиса девелоперы начали завуалировано предоставлять существенные скидки на квартиры).
Перейдем к лиду репортажа. Здесь возможны три варианта.
Первый – это такой же лид, как и к новостной заметке. Мы пишем, что произошло и что это значит, а затем идет репортаж, в котором показываем, как все это происходило. Пример лида такого типа к репортажу из газеты «Коммерсант»:
Вчера в Москве на Васильевском спуске прошел стотысячный митинг «Россия против террора». Лучшие чувства людей – сострадание и любовь к детям – были использованы для организации спецмероприятия, напомнившего специальному корреспонденту «Ъ» Валерию Панюшкину советские демонстрации и единодушное осуждение врагов народа.
Свистать всех на спуск // Коммерсант. 2004. 8 сентября.
Второй – лид-сцена, когда текст начинается с погружения в атмосферу происходящего. Пример лида-сцены из репортажа корреспондентки журнала «Русский репортер» о работе продавцом в цветочном магазине:
Небо хмурое, утро темное.
- Давненько я жене не делал приятного, - мужчина лет тридцати в строгом костюме и коротком пальто заглядывает в холодильник. - Соберите-ка букетик для жены, чтобы небо показалось ей голубым-голубым.
Утро сегодня и в правду темное, как вечер. Мимо стеклянных стен нашего салона ртутной массой плывут серые тени. Вряд ли, кому-то в такую рань приспичит покупать цветы. Но у нас – первый покупатель. Часы показывают… короче, еще очень рано.
Лепестки и люди // Русский репортер. 2011. 15 декабря.
Сцена должна погружать читателя в драматическую ситуацию, когда персонаж текста сталкивается с какой-то проблемой. Лид задает вопросы и обещает на них ответы, ради которых нужно прочесть текст. Какой букет соберет продавец первому покупателю? Будут ли еще покупатели, и что за цветы они захотят купить? Как вообще выглядит работа продавца цветов изнутри?
Третий – лид-ситуация, когда текст начинается с рассказа о месте, в котором побывал корреспондент. Этот рассказ должен быть необычным, когда одновременно понятно, что там происходит, но не понятно, как люди дошли до такой жизни. Пример лида-ситуации из журнала «Русский репортер»:
Бывший русский анклав Харбин давно стал рядовым китайским областным центром: всего каких-то 9 млн. жителей. Связанное с Россией прошлое здесь превратилось в доходный туристический аттракцион. Заповедник «Русская деревня», парк Сталина, сотни русских ресторанов, караоке-клубов, тысячи русских проституток. Туристы со всего Китая приезжают в Харбин, чтобы за большие по местным меркам деньги посмотреть на бывшего «старшего брата», роль которого исполняют гастарбайтеры из российской провинции.
Приключения фуяшки // Русский репортер. 2009. 14 октября.
Распространенная ошибка при написании репортажного лида – заканчивать его фразой «наш корреспондент побывал там-то» или «наш корреспондент передает оттуда-то». Здесь ничего не говорится о том интересном, что узнал корреспондент и о чём теперь может рассказать читателю. Еще хуже, если лид закончен фразой «наш корреспондент разбирался …». Разбирался – значит, не разобрался. Зачем тогда писать?
Формула лида к интервью:
Информационный повод + ключевые идеи, высказанные собеседником
Эти идеи должны звучать максимально провокационно. Например:
На минувшей неделе Верховный суд Чечни оставил в силе решение Грозненского суда о включении в список экстремистских материалов скандальной статьи о чеченцах в энциклопедии издательства «Терра». Участвовавший в этом процессе адвокат Мурад Мусаев убежден, что чеченцев опорочили преднамеренно, и надеется привлечь авторов статьи к уголовной ответственности. В интервью «Новым Известиям» адвокат рассказал также о том, кого пытаются обвинить в убийстве Анны Политковской, и объяснил, почему невиновны чеченцы, осужденные за участие в беспорядках в карельском городе Кондопога в конце августа 2006 года.
Быть чеченцем – не преступление, но почти всегда отягчающее обстоятельство // Новые известия. 2010. 31 мая.
Иногда информационный повод опускают, и лид начинается сразу с необычной идеи, которую высказал собеседник. Например, интервью из «Новых Известий»:
Солдат защищают матери, а не отцы, потому что женщины в России более свободомыслящие и независимые, чем мужчины. В этом уверена лидер Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова.
За солдата можем и морду набить // Новые Известия. 2006. 3 февраля.
Лучше, если необычных идей, высказанных собеседником, будет несколько. Например:
Антисемитизм в нашей стране придумала интеллигенция, которая считала евреев конкурентами, утверждает в интервью «Новым Известиям» президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер. По его словам, выдумками являются и еврейский заговор, и богатство евреев, и их взаимопомощь, и влияние на российскую политику. При этом некоторых олигархов с еврейскими фамилиями другие евреи евреями не считают.
Антисемитизм свойственен русской интеллигенции // Новые известия. 2011. 3 октября.
В этом лиде содержится шесть идей, из которых первая звучит провокационно, следующие четыре противоречат общепринятому мнению, а последняя кажется абсурдной.
Лид к текстам разных жанров пишется по-разному.
- Лид новостной заметки пишут в самом начале работы над текстом и переделывают в конце. Исходный вариант будет рабочим и поможет сфокусироваться на сути события. Но после написания текста лид нужно отшлифовать и обострить.
- Лид к репортажу можно написать как в начале, так и в процессе работы над текстом. Разумеется, со шлифовкой в конце.
- Лид к интервью пишется в последнюю очередь, когда текст завизирован собеседником, и можно отбирать идеи, которые пойдут в лид.
Из книги Александра Колесниченко «Практическая журналистика: 15 мастер-классов»