Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.


 

 

Отбор событий для освещения в новостях

(Фрагмент книги А.В. Колесниченко «Техника и технология СМИ. Подготовка текстов»)

 

Почему одни события попадают в новости, а другие – нет? На этот вопрос отвечают по-разному и авторы учебных пособий, и журналисты-практики. Более того, даже в одной и той же редакции возможны ситуации, когда один из журналистов или редакторов считает событие достойным освещения, а другой – нет.

Чаще всего новостную привлекательность случившегося определяют как степень отклонения от естественного хода событий. Известна поговорка: «Если собака укусила человека, это не новость. А вот если человек укусил собаку, это уже новость». Действительно, новости о необычных событиях часто появляются в СМИ. Однако это – лишь один из критериев отбора новостей. Есть и множество других, которые рассмотрены ниже.

Среди российских авторов наиболее подробно критерии отбора новостей описал О.Р. Самарцев (Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста. М., 2009 – С. 178). Он отобрал 12 критериев:

  • Актуальность, новизна;
  • Масштаб, превышающий пороговую новостную ценность события;
  • Ясность, однозначность события;
  • Предсказуемость, сходство с чем-то известным, понятным;
  • Близость к аудитории;
  • Неожиданность;
  • Аналогия с громким событием;
  • Участие в событии знаменитостей;
  • Возможность сопереживать, драматизм, персонификация события;
  • Негативность события, когда происходит что-то плохое;
  • Интересность (хочется рассказать другому);
  • Забавность, курьезность.

 

Однако с практическим применением этих критериев могут возникнуть сложности. Годность к публикации в данном случае определяется не одним критерием, а сочетанием нескольких, причем журналист должен на интуитивном уровне догадываться, когда критерии перешли пороговое значение и когда – нет. Например, далеко не всякое новое, актуальное и негативное событие, о котором хочется рассказать знакомым, подходит для того, чтобы стать новостью.

Граница может пролегать там, где в событии из частной жизни проявляется нечто типическое либо иллюстрирующее общественно-значимый тренд. Но в данном перечне критериев это явным образом не сказано.

Схожие подходы к определению новостной ценности события используют и зарубежные авторы. Так М. Reiter (Reiter M. Uberschrift, Vorspann, Bildunterschrift. Konstanz, 2009 – S. 21-27) в качестве критериев для отбора новостей указывает следующие:

  • Актуальность, когда событие только сейчас произошло или о нем только сейчас стало известно;
  • Драматичность и нарушение естественного хода событий;
  • Забавность и нечто выдающееся;
  • Эксклюзивность;
  • Полезность;
  • Географическая близость;
  • Личностная близость;
  • Эмоциональность;
  • Знаменитости;
  • Секс;
  • Однозначность, так как черно-белая подача предпочтительнее, чем неопределенная;
  • Продолжительность, когда сообщаем новую информацию по теме, которая на слуху.

 

Как видим, критериев здесь также 12, и большинство из них совпадают с критериями, указанными О.Р. Самарцевым. Например, оба автора упоминают актуальность, ясность, драматичность, близость к аудитории, ясность, забавность и участие в событии знаменитостей. Различия же состоят в том, что О.Р. Самарцев выделяет масштаб события, предсказуемость как сходство с чем-то понятным, аналогию с громким событием, негативность и интересность как желание рассказать другому. М. Reiter же указывает на такие критерии, как эксклюзивность, полезность, эмоциональность, секс и продолжительность, когда новая информация сообщается по теме, которая находится в сфере текущих интересов аудитории.

Автор американского университетского учебника по подготовке новостей С. Rich (Rich C. Writing and reporting news. A coaching method. Boston, 2010. – P. 32) называет такие критерии отбора новостей:

  • Своевременность;
  • Близость к читателю;
  • Необычность;
  • Драматичность;
  • Конфликтность;
  • Значимость для читателя;
  • Полезность;
  • Участие знаменитостей;
  • Развлекательность;
  • Тревожные тренды, касающиеся читателя.

 

Большинство критериев здесь также совпадают с упомянутыми выше. Различия – выделение в качестве критериев конфликтности, значимости для читателя и тревожных трендов. Однако можно признать, что по сути все три автора – российский, немецкий и американский – имеют в виду примерно одно и то же. Их системы критериев позволяют понять принципы отбора событий для публикации, выявить аспекты, которые могут определять новостную ценность события.

Для практического же использования наилучшим образом подходит модифицированная автором данной книги система немецкого преподавателя журналистики S. Weischenberg (Weischenberg S. Nachrichten-Journalismus. Anleitungen und Qualitäts-Standards für die Medienpraxis. – Wiesbaden, 2001 – S. 26-34). В этой системе критериев всего три:

  • Значение события;
  • Масштаб события;
  • Эмоциональность события.

 

Далее критерии отбора новостей с разъяснениями приведены в трактовке автора.

Значение события: всех или многих либо немногих читателей это событие касается. Примеры значимых событий: резкое изменение погоды или валютного курса, повышение тарифов ЖКХ или штрафов за нарушения правил дорожного движения, изменение порядка поступления в вузы или призыва в армию.

Значение события может повышаться, если журналист выявит связь события и последствий для читателей. Например, введение новых бланков для сдачи отчетности в налоговую инспекцию на первый взгляд касается только бухгалтеров, и поэтому событие не выглядит значимым для широкой аудитории. Однако если журналист выяснит, что новые бланки еще не разработаны, по старым отчетность уже не принимается, и все это грозит арестом счетов и задержкой зарплат всем гражданам, работающим в частном секторе, новость становится значимой и годной к публикации.

Масштаб события: число участников или пострадавших, сумма сделки или ущерба, объем или площадь сгоревшего, разрушенного либо затопленного. В редакциях может различаться порог масштабности. Например, для районного издания ДТП с одним погибшим или кража на сто тысяч рублей – событие масштабное. Для общенационального же издания ДТП с двумя погибшими или кража на миллион рублей могут оказаться недостаточно масштабными.

Есть события, масштабность которых однозначно признается всеми журналистами. Например, катастрофа самолета «Когалымавиа» на Синайском полуострове в Египте в октябре 2015 года, пожар в пермском ночном клубе «Хромая лошадь» в декабре 2009 года, лесные пожары в Центральной России летом 2010 года или похищение инкассатором «Сбербанка» 250 млн. рублей в июне 2009 года.

В случае же с более локальными событиями достаточность масштаба этих событий для публикации определяется в зависимости от типа и формата издания. Например, пороговый масштаб будет различаться у центральных, региональных и муниципальных изданий. Деловое издание благодаря более пристальному вниманию к экономике сочтет достойной освещения ту сделку, которая по меркам общественно-политического издания окажется недостаточно масштабной. А для оппозиционного СМИ антиправительственный митинг с несколькими сотнями участников будет вполне массовым.

Эмоциональность события: драматичность, трагичность или курьезность. Здесь учитывается возможность события вызвать у читателя эмоции, заставить сопереживать случившемуся. Это может быть и трагедия семьи, потерявшей ребенка, и встреча мужчины и женщины, которые любили друг друга, но волею обстоятельств были разлучены и смогли найти друг друга лишь спустя десятилетия, и попытка завести в квартире какое-то животное, необычное для города и местного климата.

Ключевое отличие подобных новостей – повышенное внимание не к факту, не к тому, что событие произошло, а к процессу, к тому, как событие происходило. Именно это является самым интересным и способным вызвать эмоции. Например, факт самоубийства 30-летнего крестьянина из Польши едва ли привлечет внимание российских читателей. Однако если добавить, что крестьянин покончил с собой, отрезав себе голову бензопилой в споре «на слабо», такую новость с интересом прочтут если не все читатели, то многие.

Чтобы событие было достойно публикации, оно должно удовлетворять хотя бы одному из трех критериев: быть достаточно значимым, достаточно масштабным или быть способным вызвать достаточно сильные эмоции.

Порог значимости, масштабности или эмоциональности может быть снижен, если в событии участвуют знаменитости. Здесь действует такая закономерность: чем «знаменитее» знаменитость, тем ниже будет порог. Например, концерт «звезды» мирового уровня в Москве – уже новость. Концерт «звезды» рангом пониже станет новостью только тогда, когда что-то примечательное на этом концерте произойдет: соберется рекордное количество людей или «звезду» обворуют, пока она будет выступать. Если же речь идет о малоизвестном артисте, то с ним должно произойти что-то очень яркое. Например, разочарованные поклонники выйдут на сцену и побьют исполнителя.

Кроме того, на пригодность события к публикации влияет близость события. Близость может быть территориальной (что-то произошло рядом с читателями) или психологической (что-то произошло с такими же людьми, как читатели). Например, москвичи с гораздо большим интересом прочтут о рекордной автомобильной пробке в Москве, а не в Рио-де-Жанейро. Если же в инциденте на египетском курорте пострадали россияне, это привлечет гораздо больше внимания российских читателей, чем если бы этот инцидент произошел с немцами или с англичанами.

Таким образом, новостная привлекательность события определяется его значением, масштабом и эмоциональностью с поправками на участие в событии знаменитостей и на близость события к аудитории.

 

 

Яндекс.Метрика