Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.


 

 

Язык репортажа: как написать, чтобы читатель увидел происходящее

Какими словами нужно писать репортаж, чтобы достичь «эффекта присутствия», чтобы читатель смог увидеть и пережить всё то, что увидел и пережил журналист на месте события. Почему при чтении одних текстов картинка возникает, а при чтении других – нет?

 

Один из приёмов подбора «нужных» для репортажа слов называется «тележка». Журналист проверяет, можно ли поместить то, что обозначает это слово, в тележку. Например, книгу - можно, автомобиль - тоже можно. Как и самолет, ракету или небоскреб. А вот озлобление – нельзя. Флору и фауну – тоже нет. Значит, эти слова для репортажа не подходят; как и другие отглагольные существительные (рисование, продвижение) или термины (эластичность, стагнация).

Другой прием американский журналист и медиатренер Рой-Питер Кларк (Roy-Peter Clark) назвал «лестница абстракции». Чем конкретнее слово, тем оно ниже на этой лестнице. Чем абстрактнее, тем выше. Представьте лестницу. Получилось? А теперь – абстракцию. Не удалось? Так вот слово «лестница» находится внизу этой лестницы абстракции, а слово «абстракция» - вверху. Второй пример, который приводит Рой-Питер Кларк: научно-технический прогресс и банка пива как его иллюстрация. Слова для репортажа нужно брать снизу лестницы. Если же используется какое-то абстрактное слово, его надо сразу дополнять наглядным примером. Экологическое загрязнение – абстракция. Черная лужа с ядовитыми химикатами и дымящийся сапог наступившего в эту лужу – конкретика.

Следующий прием заимствован из направления психотерапии «Нейролингвистическое программирование» (НЛП). Прием заключается в разделении слов на три группы:

  •      Предикаты
  • —     Номинализации
  • —     Галлюцинации

 

Предикаты – это конкретные слова, содержащие информацию, полученную от органов чувств (предметы, действия, цитаты). Например, «На траве у тротуара сидит мужчина в черной телогрейке с длинной спутанной бородой. Перед ним миска с монетами и лист картона с надписью печатными буквами «ПОДАЙТЕ ХРИСТА РАДИ». Парень достает из кармана брюк монеты и начинает отсчитывать, скидывая их в миску: «Одна копейка, две копейки, три копейки, четыре копейки». Мужчина вскакивает, хватает миску и кидает парню в голову: «Подавись ты своими копейками!» Затем нищий бьет парня кулаком по лицу. Парень уклоняется и бьет нищего ногой в живот и через секунду добавляет кулаком в нос. Нищий падает. По асфальту течет струйка крови.

Номинализации – это неконкретные слова, полученные через преобразование предикатов. Например, представленную выше сцену можно описать так: нищий подрался с парнем, который подал ему милостыню мелкими монетами. Информация изложена верно и позволяет войти в курс дела, но как именно происходила драка, из такого описания мы понять не можем.

Вот еще один пример номинализации – фрагмент репортажа, который попытался написать студент со школьного новогоднего праздника:

В традиционную программу вошло и раскрашивание лица, что с большой радостью делали не только детвора, но и их родители. Ну и конечно, затем все перешли к самому главному – беседе с Дедом Морозом, чтобы прочитать ему стих, ответить на его вопросы и поводить хоровод. Родители подсказывали детям, как стоит встать и куда идти. Дальше дело осталось за малым: полные сил радостные детишки начали прыгать, бегать и веселиться! И длиться это могло бесконечно долго, если бы к гостям не вышла Снегурочка. Поприветствовав всех собравшихся, она попросила пройти в актовый зал и занять свои места, так как новогоднее представление вот-вот должно было начаться. В этом году в исполнении артистов школьного театра ребятам показали спектакль «Двенадцать месяцев». Зрители от души смеялись над остротами, шутками, репризами сказки, сочувствовали главной героине и искренне радовались благополучному финалу.

 

Как раскрашивали лица? Что говорили Деду Морозу, и что он отвечал? Как двигались дети? Какими словами приветствовала собравшихся Снегурочка? Что смешного было в спектакле? Как радовались дети благополучному финалу, и как этот благополучный финал выглядел? Из текста мы узнали лишь о том, что произошло, вошли в курс дела. Но увидеть, как все происходило, при прочтении этого текста нельзя.

Галлюцинацию словарь терминов НЛП определяет как «внутреннее представление, не имеющее никакого отношения к текущим сенсорным переживаниям». Вернемся к приведенному выше примеру. «В традиционную программу вошло и раскрашивание лица, что с большой радостью делали не только детвора, но и их родители». Обратите внимание на фразу «с большой радостью». Откуда автор узнал, что детям и их родителям было радостно? Возможно, автору это показалось, потому что присутствующие как-то особенно себя вели. Особенное поведение – это то, что автор видел. А радость детей и их родителей – галлюцинация, которая возникла у автора под влиянием этого особенного поведения.

Психологи утверждают, что узнать чувства других людей невозможно. Мы можем видеть только внешние проявления этих чувств. Например, человек раскрыл и растянул губы, поднял их уголки и сузил щелочки глаз. Это предикат – конкретное действие, которое мы видим. Человек улыбнулся. Это номинализация. Но если мы напишем, что человеку было весело, это будет галлюцинацией. Потому что нам могло показаться, что ему было весело, а на самом деле ему могло быть очень грустно. В психотерапии есть даже такое понятие «улыбка висельника», когда кто-то изображает радость, а на самом деле чувствует себя глубоко несчастным, который вот-вот покончит с собой из-за депрессии.

Не следует также упоминать в репортаже о своих ощущениях. Это не передается читателю. Нагляднее будет описать то, что эти ощущения вызвало. Если вам кажется, что комната, в которую вы вошли, мрачная, разберитесь, почему вам так кажется. Возможно, на эти мысли вас натолкнуло плохое освещение, покрашенные в серый цвет стены и массивный черный шкаф. Тогда и пишите про плохое освещение, серые стены и черный шкаф, чтобы читатель сам решил, что комната мрачная. А если вам кажется, что кто-то из персонажей радуется или грустит, нужно понять, по каким признакам вы это определили, и описать эти признаки, чтобы читатель тоже сам решил, что персонажу весело или грустно.

И еще один прием, позволяющий быстро погрузить читателя в атмосферу происходящего - это использование метафор, когда незнакомая ситуация показывается через знакомую. Например, Валерий Панюшкин, описывая учредительный съезд партии солдатских матерей, сравнил обстановку в зале с празднованием свадьбы или юбилея в маленькой хрущевской квартире, а выступление одной из докладчиц – с разговором родителей «со взрослым сыном на кухне, чтобы мальчик понимал, в какой живет стране». (Мир. Труд. Мать. // Коммерсант. 2004. 9 ноября.)

Метафору также можно использовать при описании сложного технологического процесса. Например, производство полимера на заводе сравнить с приготовлением хозяйкой борща. В метафоре может присутствовать и художественный образ. Например, тот же упомянутый выше Валерий Панюшкин, описывая депутатов Госдумы на военных сборах, сравнил одного из депутатов с бравым солдатом Швейком.

 

Из книги Александра Колесниченко «Практическая журналистика: 15 мастер-классов»

 

 

Яндекс.Метрика