Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Яна Дубейковская:
«Журналистика – это власть без ответственности»
Взгляд на профессию глазами психоаналитика

Опубликовано в журнале "Журналистика и медиарынок", № 5, 2006 г.

Люди приходят в журналистику из-за высоких амбиций на принадлежность к элите и неспособности самим стать политическими лидерами или звездами шоу-бизнеса. Постоянная смена событий позволяет не спрашивать себя «Кто я? Где я? Что я значу без своей работы?». А потом журналист расплачивается неискренностью с самим собой и невозможностью построить отношения с любимым человеком. Так считает директор Центра прикладного психоанализа Яна Дубейковская.

- Под влиянием каких мотивов человек решает стать журналистом?

- На сознательном уровне – потому что это престижная профессия, связанная с нахождением в гуще событий и общением с интересными людьми. Вчерашний школьник не просто занимает какую-то социальную нишу, а сразу попадает в элиту. А если говорить о бессознательных корнях, то основными являются два мотива. Первое – это получение определенной власти, но не в прямых формах, таких, как агрессия, подавление, насилие, а в социализированной форме. Власть при помощи слова, а не кулака. А второе – желание быть всегда на виду. Журналист – это, прежде всего, публичность. Особенно, если человек идет работать на телевидение.

- Но если человек жаждет власти и публичности, почему он не становится политиком, менеджером, офицером, где есть реальная власть, или артистом, где сплошная публичность?

- Потому что журналистика – это власть без ответственности. Власть отыгрывается через то, что человек общается с какой-то влиятельной фигурой или ее критикует. Публичность журналиста также всегда вторична, она достигается через приобщение к чему-то. Журналист скрывается за героями, сюжетами, темами.

- Как паразит?

- Во многом, да. Но это нормально, когда человек находит себе профессию, которая позволяет ему реализовать свои комплексы и психологические заморочки. Иначе он будет болеть и умирать.

- Какие же у журналистов комплексы?

- Комплексы журналистов – это высокие амбиции на принадлежность к элите и неспособность удовлетворить их путем прямого вхождения в элиту, то есть, чтобы самому стать лидером или звездой. Журналисты внутренне обычно очень неуверенны, что является источником креативности. И еще журналистам часто присуще очарование своими темами, сюжетами, скандалами и одновременно их быстрое обесценивание. Личность фактически зависает между режимами идеализации и обесценивания. Сегодня журналист кем-то восхищается, а завтра может реагировать на этого человека совершенно противоположно.

- То есть если журналист сегодня кого-то любит, а завтра ненавидит, это не значит, что его перекупили. Он чисто искренне…

- Более того. Человек, который был идеализирован, начинает занимать в душе журналиста слишком большое место. И он ощущает опасность, что становится частью чего-то. А когда оно обесценилось, журналист снова чувствует себя свободным и пустым.

- Почему пустым? Как же собственная личность?

- В психоанализе есть метафора нарциссической личности – это дерево, которое плохо поливали, и оно выросло сухим и кривым. Человек считает, что его никто не любит, что он никому не нужен во внешнем мире. И теперь его нужно поливать, любить, освещать гораздо больше, чем других людей. Если нарцисс получит столько любви, что у него произойдет принятие себя, он из этого круговорота выходит. А бывает, что человек так и проживает всю жизнь от идеализации к обесцениванию. Плюс командировки. Это постоянная смена мест. А потребность в постоянной новизне, в постоянной смене событий – как раз тот образ жизни, который не создает для человека внутренней проблемы: «Кто я? Где я? Чем я являюсь без всего этого?»

- Как человек становится таким?

- Считается, что это фиксируется в раннем детстве, в 6-8 месяцев, когда внимание к ребенку было или недостаточным, или избыточным.

- То есть в журналисты идут те, кого в раннем детстве не любили или любили слишком сильно и перекормили любовью?

- Да. И они потеряли чувство реальности. Им всегда нужны точки опоры. Этот - хороший, этот - плохой, этот – враг, этот – друг, этот спасет, этот убьет. В реальной жизни так не бывает. Реальность – это полутона. А здесь нужны яркие краски. Отсюда возникают многие неточности в работе. Журналисты часто не желают углубляться в тему, а вместо этого хотят все ярко выстроить. Их очень сложно убедить, что на самом деле все по-другому.

- Как антисемит видит во всем еврейский заговор, так журналист живет в придуманных им сенсациях?

- Да, он живет в этих поверхностных ярких картинках. И здесь он, несмотря на его одиночество и утонченность, совпадает с массой в том, что их обоих влечет это яркое, поверхностное, цепляющее.

- Александр Кабаков утверждает, что хороший репортер подобен пылесосу и работает за счет разницы давлений. Внутри вакуум, который все в себя засасывает. А если разница давлений исчезла, надо уходить из профессии.

- Метафора точная. Действительно, многие уходят из журналистики, потому что в некоторый момент у них возникает больший интерес какой-то теме. Или глубокое убеждение, позиция. У нас же партийная журналистика ушла в прошлое, и журналист предполагается без позиции, как некий организм, который просто перерабатывает информацию. Иногда человек перестает быть журналистом в качестве пылесоса и становится журналистом в качестве общественного деятеля, эксперта.

- Какие профессиональные деформации личности бывают у журналистов?

- Самые страшное – это невозможность быть искренним с самим собой и сформировать глубокие длительные отношения с другими людьми, с любимым человеком. Часто это приводит к алкоголизации. Журналистика – очень тяжелая профессия, и об этом надо говорить тем, кто в нее приходит. Благодаря журналистике можно избавиться от застенчивости, стать более социально-адаптивным. Но нарциссические черты эта профессия только закрепляет и углубляет. Это одиночество и ощущение, что сам по себе, какой ты есть, ты никому не интересен.

- Но разве внутренний конфликт не является стимулом к развитию?

- Развивает личность тот внутренний конфликт, который осмысляется и приводит к страданиям. А когда конфликт загоняется вглубь и до сознания не доходит, он человека разрушает. Ощущение острия жизни, которое дает журналистика, вызывает привыкание, складывается система выработки адреналина в организме. И человек считает свою жизнь без этого бесцветной и бессмысленной, он не умеет по-другому получать удовольствие от жизни.

- И что же делать?

- Журналист – это человек, который находится в поиске. И он обязательно должен что-то найти. Благодаря профессии у него есть возможность широкого поиска – он ездит по стране, общается с множеством людей. А дальше надо просканировать все поле, найти свою нишу и занять какую-то другую позицию, начать давать результаты. Человек, который построил дом, воспринимает себя совершенно по-иному.

- А почему нельзя дистанцироваться от предмета своего труда и относиться к темам и персонажам, как сапожник к сапогам? Отработал смену, написал статью, сдал и забыл.

- Я допускаю, что это возможно. Но, как правило, когда человек хорошо пишет, у него это получается внутренне. Люди, которые идут в журналистику, настроены на полную включенность. Я общалась с руководителем отдела расследований одной из московских газет. Она сейчас испытывает большие психологические проблемы и не может ничего слышать про убийства. Даже много лет занимаясь этим, ей не удалось выработать дистанцированность. Очевидно, такова природа человека.

- Можно сделать вывод, что приход в журналистику в 20 лет – это отлично. Но оставаться в ней до пенсии – это уже неблагополучие?

- По крайней мере, отсутствие взросления. Человек не переходит на другой уровень, а лишь углубляет проблемы, с которыми пришел в профессию. Этот типаж встречается довольно часто. Помню, в советское время журналисты-международники как небожители ходили в каких-то тогда недоступных джинсах, а по сути дела отрабатывали подростковую молодежную тему, не соответствующую ни их возрасту, ни статусу. Взросление и жизненная мудрость выражается изменением образа жизни. Журналист перестает быть пылесосом и начинает писать книги. Появляется последовательность в темах, оценках, своя аудитория, которая от него чего-то ждет.

- Что бы вы сказали абитуриентам, которые поступают на журфак?

- Что нужно понимать свои мотивы, чего ты хочешь достичь. И что специфика профессии такова, что определенные негативные черты личности могут только углубляться, а позитивные – заглушаться. Это внутреннее одиночество, это сложность в установлении ответственных длительных отношений с внешним миром и другими людьми, это нежелание брать ответственность за свои решения и поступки. И нужно знать, что журналистика - хорошее начало пути, но потом надо будет перейти в другую социальную роль.

Беседовал Александр КОЛЕСНИЧЕНКО

 

На главную страницу сайта

Яндекс.Метрика